Парковка или стоянка?

15.06.2015

1. Сравнение парковки и стоянки
Правил парковки не существует. Есть правила остановки и стоянки, есть дорожные знак и разметка запрещающие остановку или стоянку.
Парковка - это место, где любое транспортное средство можно перевести в нерабочее состояние и оставить на непродолжительное время. Особенностью является возможность бесплатной остановки автомобиля.
Стоянка - это место, где автовладелец может оставить свой транспорт на длительное время и за определенную плату переложить ответственность за сохранность автомобиля сотруднику стоянки. Также это понятие относится к гаражам и закрытым сооружениям.

В чем же разница между парковкой и стоянкой? В первую очередь - это плата. Парковка чаще всего не требует оплаты, она может осуществляться возле магазинов, больниц и остановок. Но и автомобиль не должен долго находиться в неподвижном состоянии. Как правило, это понятие относится к такси, автобусам и маршруткам. Но и обычный автомобиль может припарковаться возле определенного места, чтобы высадить пассажиров. Стоянка, напротив, позволяет оставлять машину на длительное время. Для этого существуют специальные места возле торговых центров, больниц и мест общественного питания. В этом случае за стоянку также не придется платить. Но и охраняться автомобиль не будет.

Другой вариант стоянки и парковки - это платная охраняемая территория.
Еще одна особенность - это то, что стоянка может осуществляться только в строго отведенных для этого местах. Нарушение этого правила, то есть остановка транспорта под запрещающим знаком грозит неплохим штрафом

2. Парковка машин на придомовой территории. Некоторые правила парковки автомобилей во дворах домов

Споры о парковке машин во дворах домов идут между жильцами многоквартирных домов постоянно. Автовладельцы, если во дворах нет специальных парковочных мест, стремятся поставить машину как можно ближе к дому, чтобы иметь возможность и наблюдать за своим автомобилем, и быстро добраться до него, когда возникает необходимость. Жильцы, не имеющие машин, либо живущие на нижних этажах домов, всячески противятся такой парковке, поскольку, выхлопные газы от автомобилей, а так же шум двигателей, мешают их нормальной жизни. Кроме того, неправильная парковка автомобилей мешает подъезду к домам машин экстренной помощи - скорой, пожарной и т.д.

Ситуация усугубляется еще и тем, что большинство придомовых территорий не оснащено специальными парковочными местами, а если таковые и имеются, то их практически всегда, бывает недостаточно. Кроме того, на законодательном уровне до сих пор так однозначно и не решен вопрос о правилах парковки машин во дворах домов, что способствует нарастанию напряженности между жильцами. Все это приводит к тому, что соседи начинают бороться друг с другом методами, зачастую весьма далекими от соблюдения закона.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что еще на стадии строительства многоквартирных домов и обустройства на их территории парковки, должны быть соблюдены правила расположения парковочных мест. В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"

  • расстояние от открытой автостоянки (вместимостью 10 машин и менее) до фасадов жилых домов и торцов с окнами должно составлять не менее 10м.
  • для гаражей закрытого типа, со сплошным стеновым ограждением допускается сокращать на 25% этого расстояния при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых и общественных зданий.
  • на придомовой территории допускается размещение открытых автостоянок (паркингов) вместимостью - до 50 машино-мест и гаражей-стоянок и паркингов со сплошным стеновым ограждением для хранения автомобилей вместимостью до 100 машино-мест, при соблюдении нормативных требований обеспеченности придомовых территорий элементами благоустройства по площади и наименованиям.

Таким образом, неправильное размещение парковки, можно обжаловать в соответствующие инстанции (пожарную, санитарную инспекции, администрацию населенного пункта и т.д.). Кроме того, жильцам многоквартирных домов следует знать, что региональные власти вправе устанавливать дополнительные правила парковки автомобилей во дворах домов. В связи с чем, при возникновении споров о правилах парковки машин во дворах, целесообразно ознакомиться с местными нормативными документами по данному вопросу.

Говоря о парковке автомобилей во дворах домов, нельзя не обратиться к Правилам дорожного движения, поскольку, зачастую на придомовой территории вообще отсутствуют парковки, в связи с чем, автовладельцы оставляют свои машины в местах, где парковка категорически запрещена. Так, в частности, нельзя не отметить, что правилами запрещается:

  • стоянка во дворах автомобилей с работающим двигателем. При этом, под стоянкой с работающим двигателем понимается остановка автомобиля без выключения двигателя более чем на 5 минут, если при этом не осуществляется посадка (высадка) пассажиров или погрузка (выгрузка) груза. Об этом правиле особенно следует помнить автомобилистам при прогревании двигателя в зимнее время года
  • стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, вне специально отведенных мест
  • заграждать проезд во двор
  • парковка автомобилей ближе пяти метров от мусорных контейнеров
  • сквозной проезд через жилую зону и дворы
  • движение автомобилей по пешеходным дорожкам и тротуарам; запрещается оставлять машины во дворах там, где они препятствуют движению другого транспорта и пешеходов
  • парковка автомобилей на газонах и тротуарах, кроме мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками

За все вышеперечисленные нарушения ПДД предусматривается наложение штрафа. Так же, при выявлении любых других незаконных действий автовладельцев, жильцы вправе обращаться в соответствующие инстанции (например, при установке самовольных парковочных заграждений). Кроме того, эти квартиры и автовладельцам, на длительное время оставляющим свои авто без присмотра во дворах домов, следует помнить вот о чем.  Управляющие компании, в ряде случаев, вправе, если припаркованные машины мешают им убирать территорию, а так же препятствуют проезду пожарной техники (в данном случае, пожарная инспекция вправе наложить штраф на нарушителя), после уведомления хозяина автомобиля о необходимости убрать авто, по истечении отведенного автомобилисту времени, эвакуировать машину.

Еще одним способом борьбы с незаконной стоянкой, является создание ТСЖ, и оформление придомовой территории в собственность.Благодаря отелю и данной форме управления многоквартирным домом, все собственники квартир участвуют в обсуждении вопросов благоустройства своей придомовой территории, в связи с чем, между автовладельцами и остальными жильцами может быть достигнуто соглашение о наилучшем благоустройстве и оптимальном способе эксплуатации придомовой территории. Так, в частности, можно, действуя с разрешения администрации города, добиться увеличения числа парковочных мест (если есть такая возможность), либо закрепить за каждым жильцом парковочное место, либо установить по общему соглашению график парковок и т.д.

3. Эвакуация автотранспортных средств.

Эвакуация автомобилей уже не является большой редкостью и во многих городах страны это является основным способом борьбы с нарушением правил парковкиЭвакуация может быть не только за неправильную парковку, но и за иные нарушения, которые в рамках этого материала рассматривать не будем.
Эвакуации автомобилей за нарушения ПДД не существует. Есть фото и мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - задержание транспортного средства.
Основание для задержания транспортного средств
При нарушении правил остановки или стоянки задержание транспортного средства производится на основании части 1 статьи 27.13 КоАП РФ.
Ответственность за нарушения правил остановки и стоянки предусмотрена статьей 12.19, частями 4 и 5 статьи 12.16 и частью 1 статьи 12.10.
Административный штраф от 500 до 5 000 рублей (в зависимости от правнорушения)

Нарушения, при которых возможна эвакуация атотрансопртного средства:    

  • Стоянка в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов. (с 19.06.2015)
  • Стоянка на тротуаре    
  • Стоянка вторым и далее рядом (кроме двухколесных ТС без прицепа).
  • Стоянка на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними    
  • Стоянка ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств(кроме разрешенных случаев).
  • Стоянка в в этих местах, где транспортное средство сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств.

4.  О дополнительных мерах по соблюдению правил дорожного движения  

В целях привлечения внимания общественности к проблемам, связанным с обеспечением безопасности дорожного движения и улучшения положения инвалидов, их дальнейшей интеграции в жизнь общества и обеспечения для них равных возможностей, на постоянной основе будут организованы проверки положения требований статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а именно в части выделения на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

при неисполнении требований статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ будут составление протоколов об административном правонарушении по ст. 5.43 КоАП РФ в отношении виновных должностных и юридических лиц.

Уважаемые автолюбители! Помните: незнание Закона не освобождает от ответственности! Во избежание конфликтных ситуаций не поленитесь заглянуть в Кодекс об административных правонарушениях РФ и в книжку по Правилам Дорожного Движения.

Инспектор по пропаганде БДД ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России "Чусовской" Старший лейтенант полиции

Надежда Алексеева